Профориентация

План

профориентационной работы

на 2012-2013 учебный год

 

Цели

- оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.

-Направить воспитательную работу в школе в помощь учащимся в выборе профессии, выявлять наклонности и профессиональную ориентационную направленность учащихся.

-Расширять кругозор учащихся о профессиях, развивать интерес к выбору профессии учащихся школы

- выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи:

  • · получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;
  • · обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе;
  • · дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства (это наши «трудные», дети из неблагополучных семей);
  • · выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города.

.

Профессия (от лат. «ргоfessio» - официально указанное занятие, специальность) - род трудовой деятельности, занятий, требующих определённой подготовки и являющихся источником существования человека.

Ориентация - умение разобраться в окружающей обстановке или направление деятельности в определённую сторону.

В широком смысле слова профориентация - система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.

В узком смысле слова профориентация - целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.

Профориентация в личностном смысле - длительный и в достаточной степени необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии.

Таким образом, профориентация осуществляется как бы на 2-х уровнях - общественном и личностном. Эти уровни взаимосвязаны.

Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.

В школе профориентационная работа проводится под руководством директора заместителями по воспитательной и учебно-воспитательной работе, классными руководителями, библиотекарем, медицинским работником, учителями-предметниками.

Главные задачи их деятельности по профориентации учащихся:

  • · сформировать положительное отношение к труду;
  • · научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
  • · научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
  • · научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности)

Основными направлениями профориентационной работе в школе являются:

  • · Профессиональная информация.

 

  • · Профессиональное воспитание.

План работы осуществляется поэтапно с учетом возрастных особенностей учащихся, преемственности в содержании, формах и методах работы в начальной, основной, средней школе.

 

        Профессиональная консультация

 

Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.

Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.

Профессиональное консультирование- изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.

Классный руководитель может использовать такие методы работы как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого-педагогических характеристик учащихся.

Что касается форм работы, то это могут быть:

  • · профориентационные уроки;

 

  • · экскурсии;

 

  • · встречи со специалистами;

 

  • · профессиографические исследования;

 

  • · родительские собрания по профориентационной тематике и т.д.

 

Важно помнить, что профориентационная работа в школе приносит пользу только тогда, когда к профориентационной работе привлечён весь коллектив школы, и когда соблюдаются следующие принципы:

1)                       Систематичность и преемственность – профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.

 

2)                       Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.

 

 

3)                       Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.

 

 

4)                       Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.

 

 

5)                       Связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества в кадрах).

 

 

Данные памятки предназначены для классных руководителей в работе с учащимися по их профессиональному самоопределению.

 

 

Педагогические советы

2012-2013 уч. год – «Формирование основ жизненного и профессионального самоопределения учащихся». Анализ и обобщение опыта.

 

Предметно методические недели

1-4 классы

Мир профессий

- Знакомство с профессиями родителей.

- классные часы-встречи

- рассказ о профессии

- Формирование положительного отношения к трудовой деятельности.

- беседы о труде

- внеклассные мероприятия

- профориентационные игры

- Знакомство с профессиями, расширение представлений о мире профессий.

- составление каталога профессий

- профориентационные игры

- классные часы-встречи

 

 

5-8 классы

Самоопределение в области «человек – труд - профессия»

Формирование основ профориентационной направленности.

- анкетирование учащихся

- психологическое тестирование

Осознание учащимися своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессий.

-психологические тренинги, тестирование

- классные часы

- профориентационные игры.

Формирование профессионального самопознания.

  • · сотрудничество со специалистами образовательных учреждений, организаций, предприятий, центров.
  • · психологические тренинги, тестирование
  • · классные часы

 

Профориентация в 1-8 классах осуществляется посредством индивидуальных и групповых консультаций, учителями школы, преподавателями учебных заведений, специалистами предприятий.

Общешкольные мероприятия

  1. Профориентационная информация высших и средне-специальных учебных заведений

 

  1. Выпуск тематических буклетов к профессиональным праздникам.

 

 

  1. Информация о положении молодежи на рынке труда

 

  1. Встречи с представителями разных профессий.

 

 

  1. Дни открытых дверей высших и средне-специальных учебных заведений.

 

 

 

 

Примерная тематика классных часов.

 

1-4 классы.

1

Мир моих интересов

2

Все работы хороши – выбирай на вкус.

3

Профессии наших родителей.

4

О профессиях разных, нужных и важных.

5

Путь в профессию начинается в школе.

6

Моя мечта о будущей профессии.

7

Труд на радость себе и людям.

 

5-8 классы.

1

Мир-профессий. Человек-техника.

2

Почтовая связь в нашей стране. Почта нужна всем. Экскурсия в отделение связи.

3

Мир профессий. Чтобы люди были красивыми. Парикмахер. Визажист. Конкурс.

4

Мир профессий. На страже закона. Встреча.

5

Мир профессий.Книга-выставка.

6

Мир профессий. Электронные помощники.

7

Астрономия наших дней.

8

Мир профессий. Когда на весах лекарства. Фармацевт. Встреча.

 

9-11 классы.

1

Познай самого себя.

2

Какие факторы оказывают значительное внимание на выбор профессии. Анкетирование.

3

Профориентация и медицинская профконсультация.

4

Мотивы выбора профессии.

5

Психологические характеристики профессий.

6

Они учились в нашей школе.

7

Выпускники школы-учителя

8

Профессии с большой перспективой.

9

Как стать гением. Жизненная стратегия творческая человека.

10

Что век грядущий нам готовит?

11

Профессии с большой перспективой.

12

Сотвори свое будущее.

13

Что? Где? Когда? Информация о профессиях. Периодическая печать и литература.

 

 

 

 

План мероприятий по профориентации

на 2012-2013 учебный год.

 

1.

Знакомство с кружками и секциями школы и вне школы

Сентябрь

Кл.рук

2

Создание и оформление стенда «Профориентации 2013»

сентябрь

Руководители. профильных курсов

3

Психологическая диагностика, индивидуальное собеседование по результатам диагностики.

октябрь

Руководитель. профильных курсов

4

Классный час «Профессии моих родителей»

ноябрь

Кл. рук.

5

Справочно – информационные консультации по вопросам профориентации.

в течении года.

завуч

6

Выпуск школьных газет о различных профессиях

Ноябрь-Март

вожатая

7

Подготовить материалы анкетирования учащихся 9-11 классов по вопросам профориентации.

Ноябрь, март

завуч

8

«Выставка профессий» (книги, рисунки, поделки и т.д.)

в течении года

Зав. библиотекой

9

Выставки «Мир твоего увлечения» Работы учащихся «сделай сам». Презентация работ учащихся школы.

Март-апрель

Руководители кружков

10

Обновление стенда «куда пойти учится»

март - май

Завуч

11

Встреча с выпускниками школы Презентация специальностей (выступление родителей, учителей, выпускников прошлых лет)

март

вожатая

12

Конкурс сочинений «Я хочу стать…»

в течении года

Учителя русского языка

 

 

 

 

Проведение конкурсов по профориентации :

 

а) 5-8 кл.«Разнообразный мир профессий »;

 

б)9-10 кл. «Реклама + профессия» ;

 

в)11кл. «Видеореклама профессий»;

 

г)5-8 кл. «Эмблемы профессий»;

 

д)5-8кл. «СМИ в профессии» (газета,реклама);

 

 

  Отчет  об уроках профориентации за январь 2013 года.

 

 

 

мероприятие

кол-во учащихся

ответственные

1

Классный час - Путь в профессию начинается в школе.

1-4 класс

Классные руководители

2

Классный час - Мир профессий. На страже закона. Встреча.

5-8 класс

Классные руководители

3

Классный час - Они учились в нашей школе.

 

9-11 класс

Классные руководители

4

Классный час - Выпускники школы-учителя

9-11 класс

Классные руководители

5

Справочно – информационные консультации по вопросам профориентации.

9-11 класс

Директор школы

зам по УВР

зам по ВР

6

Выпуск школьных газет о различных профессиях

1-11 класс

ЗВР,

Классные руководители

7

«Выставка профессий» (книги, рисунки, поделки и т.д.)

1-11 класс

библиотекарь,

классные руководители,

зам по ВР

8

Выставки «Мир твоего увлечения» Работы учащихся «сделай сам». Презентация работ учащихся школы

1-11 класс

Классные руководители

зам по ВР

9

Конкурс сочинений «Я хочу стать…»

5-11 класс

Учителя русского языка

 

 

 

 

 

 

 

Спортивная суббота

Методическое объединение учителей информатики

Открытие сайта!
Сегодня наш сайт создан и постепенно будет пополнятся полезной информацией.