Профориентация
План
профориентационной работы
на 2012-2013 учебный год
Цели
- оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
-Направить воспитательную работу в школе в помощь учащимся в выборе профессии, выявлять наклонности и профессиональную ориентационную направленность учащихся.
-Расширять кругозор учащихся о профессиях, развивать интерес к выбору профессии учащихся школы
- выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи:
- · получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;
- · обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе;
- · дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства (это наши «трудные», дети из неблагополучных семей);
- · выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города.
.
Профессия (от лат. «ргоfessio» - официально указанное занятие, специальность) - род трудовой деятельности, занятий, требующих определённой подготовки и являющихся источником существования человека.
Ориентация - умение разобраться в окружающей обстановке или направление деятельности в определённую сторону.
В широком смысле слова профориентация - система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.
В узком смысле слова профориентация - целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.
Профориентация в личностном смысле - длительный и в достаточной степени необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии.
Таким образом, профориентация осуществляется как бы на 2-х уровнях - общественном и личностном. Эти уровни взаимосвязаны.
Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.
В школе профориентационная работа проводится под руководством директора заместителями по воспитательной и учебно-воспитательной работе, классными руководителями, библиотекарем, медицинским работником, учителями-предметниками.
Главные задачи их деятельности по профориентации учащихся:
- · сформировать положительное отношение к труду;
- · научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
- · научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
- · научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности)
Основными направлениями профориентационной работе в школе являются:
- · Профессиональная информация.
- · Профессиональное воспитание.
План работы осуществляется поэтапно с учетом возрастных особенностей учащихся, преемственности в содержании, формах и методах работы в начальной, основной, средней школе.
Профессиональная консультация
Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.
Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.
Профессиональное консультирование- изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.
Классный руководитель может использовать такие методы работы как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого-педагогических характеристик учащихся.
Что касается форм работы, то это могут быть:
- · профориентационные уроки;
- · экскурсии;
- · встречи со специалистами;
- · профессиографические исследования;
- · родительские собрания по профориентационной тематике и т.д.
Важно помнить, что профориентационная работа в школе приносит пользу только тогда, когда к профориентационной работе привлечён весь коллектив школы, и когда соблюдаются следующие принципы:
1) Систематичность и преемственность – профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.
2) Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.
4) Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.
5) Связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества в кадрах).
Данные памятки предназначены для классных руководителей в работе с учащимися по их профессиональному самоопределению.
Педагогические советы
2012-2013 уч. год – «Формирование основ жизненного и профессионального самоопределения учащихся». Анализ и обобщение опыта.
Предметно методические недели
1-4 классы
Мир профессий
- Знакомство с профессиями родителей. |
- классные часы-встречи - рассказ о профессии |
- Формирование положительного отношения к трудовой деятельности. |
- беседы о труде - внеклассные мероприятия - профориентационные игры |
- Знакомство с профессиями, расширение представлений о мире профессий. |
- составление каталога профессий - профориентационные игры - классные часы-встречи |
5-8 классы
Самоопределение в области «человек – труд - профессия»
Формирование основ профориентационной направленности. |
- анкетирование учащихся - психологическое тестирование |
Осознание учащимися своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессий. |
-психологические тренинги, тестирование - классные часы - профориентационные игры. |
Формирование профессионального самопознания. |
|
Профориентация в 1-8 классах осуществляется посредством индивидуальных и групповых консультаций, учителями школы, преподавателями учебных заведений, специалистами предприятий.
Общешкольные мероприятия
- Профориентационная информация высших и средне-специальных учебных заведений
- Выпуск тематических буклетов к профессиональным праздникам.
- Информация о положении молодежи на рынке труда
- Встречи с представителями разных профессий.
- Дни открытых дверей высших и средне-специальных учебных заведений.
Примерная тематика классных часов.
№ |
1-4 классы. |
1 |
Мир моих интересов |
2 |
Все работы хороши – выбирай на вкус. |
3 |
Профессии наших родителей. |
4 |
О профессиях разных, нужных и важных. |
5 |
Путь в профессию начинается в школе. |
6 |
Моя мечта о будущей профессии. |
7 |
Труд на радость себе и людям. |
5-8 классы. |
|
1 |
Мир-профессий. Человек-техника. |
2 |
Почтовая связь в нашей стране. Почта нужна всем. Экскурсия в отделение связи. |
3 |
Мир профессий. Чтобы люди были красивыми. Парикмахер. Визажист. Конкурс. |
4 |
Мир профессий. На страже закона. Встреча. |
5 |
Мир профессий.Книга-выставка. |
6 |
Мир профессий. Электронные помощники. |
7 |
Астрономия наших дней. |
8 |
Мир профессий. Когда на весах лекарства. Фармацевт. Встреча. |
9-11 классы. |
|
1 |
Познай самого себя. |
2 |
Какие факторы оказывают значительное внимание на выбор профессии. Анкетирование. |
3 |
Профориентация и медицинская профконсультация. |
4 |
Мотивы выбора профессии. |
5 |
Психологические характеристики профессий. |
6 |
Они учились в нашей школе. |
7 |
Выпускники школы-учителя |
8 |
Профессии с большой перспективой. |
9 |
Как стать гением. Жизненная стратегия творческая человека. |
10 |
Что век грядущий нам готовит? |
11 |
Профессии с большой перспективой. |
12 |
Сотвори свое будущее. |
13 |
Что? Где? Когда? Информация о профессиях. Периодическая печать и литература. |
План мероприятий по профориентации
на 2012-2013 учебный год.
1. |
Знакомство с кружками и секциями школы и вне школы |
Сентябрь |
Кл.рук |
2 |
Создание и оформление стенда «Профориентации 2013» |
сентябрь |
Руководители. профильных курсов |
3 |
Психологическая диагностика, индивидуальное собеседование по результатам диагностики. |
октябрь |
Руководитель. профильных курсов |
4 |
Классный час «Профессии моих родителей» |
ноябрь |
Кл. рук. |
5 |
Справочно – информационные консультации по вопросам профориентации. |
в течении года. |
завуч |
6 |
Выпуск школьных газет о различных профессиях |
Ноябрь-Март |
вожатая |
7 |
Подготовить материалы анкетирования учащихся 9-11 классов по вопросам профориентации. |
Ноябрь, март |
завуч |
8 |
«Выставка профессий» (книги, рисунки, поделки и т.д.) |
в течении года |
Зав. библиотекой |
9 |
Выставки «Мир твоего увлечения» Работы учащихся «сделай сам». Презентация работ учащихся школы. |
Март-апрель |
Руководители кружков |
10 |
Обновление стенда «куда пойти учится» |
март - май |
Завуч |
11 |
Встреча с выпускниками школы Презентация специальностей (выступление родителей, учителей, выпускников прошлых лет) |
март |
вожатая |
12 |
Конкурс сочинений «Я хочу стать…» |
в течении года |
Учителя русского языка |
Проведение конкурсов по профориентации :
а) 5-8 кл.«Разнообразный мир профессий »;
б)9-10 кл. «Реклама + профессия» ;
в)11кл. «Видеореклама профессий»;
г)5-8 кл. «Эмблемы профессий»;
д)5-8кл. «СМИ в профессии» (газета,реклама);
Отчет об уроках профориентации за январь 2013 года.
№ |
мероприятие |
кол-во учащихся |
ответственные |
1 |
Классный час - Путь в профессию начинается в школе. |
1-4 класс |
Классные руководители |
2 |
Классный час - Мир профессий. На страже закона. Встреча. |
5-8 класс |
Классные руководители |
3 |
Классный час - Они учились в нашей школе.
|
9-11 класс |
Классные руководители |
4 |
Классный час - Выпускники школы-учителя |
9-11 класс |
Классные руководители |
5 |
Справочно – информационные консультации по вопросам профориентации. |
9-11 класс |
Директор школы зам по УВР зам по ВР |
6 |
Выпуск школьных газет о различных профессиях |
1-11 класс |
ЗВР, Классные руководители |
7 |
«Выставка профессий» (книги, рисунки, поделки и т.д.) |
1-11 класс |
библиотекарь, классные руководители, зам по ВР |
8 |
Выставки «Мир твоего увлечения» Работы учащихся «сделай сам». Презентация работ учащихся школы |
1-11 класс |
Классные руководители зам по ВР |
9 |
Конкурс сочинений «Я хочу стать…» |
5-11 класс |
Учителя русского языка |
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка лайков вк